На землях этой станицы к концу царствования последнего Романова было построено 11 храмов, 9 из которых — в хуторах. Современному читателю трудно понять, какие затраты несли казаки, строя свои хуторские церкви. Чтобы стало яснее, приведем цены начала ХХ века на некоторые товары: Строевой конь – 80 рублей, как и пара рабочих быков. Корова – 15 – 25 рублей, в зависимости от породы и возраста. Арендная плата за десятину земли в руки владельцу пая – от 6 до 12 рублей в год. Чистый доход казачьей семьи из четырех человек за вычетом всех затрат по хозяйству и на личные нужды членов семьи, как то пропитание, одежда, обувь и другие платные услуги – 24 рубля в год. А на строительство самой простенькой церкви требовалось 3-5 тысяч рублей. И строили наши деды, были случаи, когда храм ставили на приход в полтораста дворов.
Если брать по старшинству, то первыми построили церковь казаки хуторов Большинского, Серкова, Сычова и Цепляева в 1859 году. Николаевская церковь со вторым Престолом во имя Георгия Побеносца стояла в хуторе Сычовском. В 1881 году она сгорела от молнии, а через три года была выстроена просторнее и краше прежней.
Тихоновскую церковь хутора Беспаловского освятили в 1866 году. В этот храм ходили казаки хуторов Безпалова, Хоперскага, Зарникова, Вилкова и Балтинскаго. (написание названий взято из клировых ведомостей). В 1892 году, когда в приходе насчитывалось уже триста дворов, церковь перестроили заново. Из церковного леса построили контору Беспаловской МТС, но еще до заселения она сгорела в 1937 году.)
В 1872 году освящена Свято-Духовская церковь хутора Бугровского. Само деревянное здание уникально даже по тому времени. Казаки хуторов Бугры, Суховкской, Сомовской и Ершиловской купили церковь в слободе Бутурлиновка, Воронежской губернии. Бутурлиновский помещик в свою очередь покупал ее в Хоперской крепости где-то в районе 1750 – 1780 годов. В современном Новохоперске она стояла, как говорят документы, на казачьей горе. Можно предположить, что строилась эта церковь еще казаками до булавинского Пристанского городка.
18 октября 1876 года освящена Троицкая церковь хутора Дуплятского. К этому храму были приписаны казаки Дуплятского и Чугавского хуторов. В Новониколаевском районном краеведческом музее есть фотография этой церкви со сбитыми крестами. Правда, храм является фоном митинга по случаю 18 годовщины октября.
С 1885 года для казаков хуторов Моргунова и Уварова действовала Косьмодемьяновская церковь. Даже на 1911 год в ее приходе не числилось и двух сотен дворов, да и прихожан было чуть больше полутора тысяч.
В 1887 году были освящены Архангельская церковь хутора Алексикова и Успенская церковь хутора Вихлянцева. Первую поломали в тридцатые годы. Уцелел только фундамент. В 1994 году трудами отца Константина и тщанием, как говорили встарь, прихожан на уцелевшем фундаменте возведена новая церковь. Вихлянцевскую церковь превращали и в клуб, и в колхозный склад. Во второй половине шестидесятых годов кладовщик, как гутарят хуторяне, проворовался и, чтобы скрыть недостачу, сжег церковь.
Георгиевская церковь хутора Двойновкого построили в 1888 году. В приходе были еще хутора Орлы, Скворцы и Мироновский. Храм оказался тесноватым, В 1901 году его перестроили занова. Закрыли в 29-м, устроив в церкви клуб. В 1935 посбивали маковки, сняли три верхних венца и, сделав из полученного таким образом леса перегородки внутри, здание отдали под школу. В настоящее время храм полностью восстановлен.
Красавицу-церковь во имя Вознесения Господня построили в 1904 году казаки хуторов Вишняковский, Красный и Чумаковский. Этот храм миновало лихолетье тридцатых годов. Больше того, во время Великой Отечественной войны в Вишняковскую церковь прислали священника, и она снова открылась для прихожан. Хрущевская оттепель, так воспеваемая современными демками, стала очередным ударом безбожной власти по Православию. Именно при Хрущеве, официально проклиная «культ личности», довершили незаконченные дела Союза воинствующих безбожников. По Хопру закрывались церкви, открытые Сталиным, многие доламывались и взрывались. Демократы шестидесятых мстили русскому народу за его Великую Победу, обрывая у него последние национальные корни. Вознесенскую церковь закрыли, обвинив старичка-священника в каком-то только властям ведомом грехе, обезглавили и превратили в клуб.
Завершая рассказ о храмах Михайловской станицы, хочется сказать об одном из экспонатов Московского исторического музея. Это серебряное блюдо с позолотой и чернью весом в 5 фунтов и 53 золотника. Лет десять назад информация о данной единице хранения фондов музея промелькнуло в центральных СМИ. В центре блюда среди вензелей четыре буквы «Г. М. И. П.» По кругу чернью надпись: «Тебе, почтенный Граф-Отец, усердие наших сердец. Ты нам доставил славу и покой. Возвращение из Французского похода 1814 года. От общества Михайловской станицы». В 4-м выпуске «Донской церковной старины» за 1915 год удалось отыскать сведения, что этот подарок казаков Михайловской станицы Граф Платов от себя пожертвовал в церковь Еланчинской слободы. Как блюдо попало в Москву и уцелело ли до наших дней – не известно. Вопрос не в этом. Наши деды, будучи хозяевами своей земли, и собираясь на ней жить веками, многое делали и по силам, и через силу для потомков. Начиная от рядового казака и заканчивая графами. Вот чего не хватает нам, временщикам сей суеты. Хотя и в современном мире появляются люди с верой в будущее. Примеры тому – реставрируемые и строящиеся заново храмы, о чем говорилось выше. Послал бы еще Господь отцов-командиров, если не уровня Платова, то хотя б с Корнилова ростом.

P.S. В настоящее время хутора станицы Михайловской находятся на территории Урюпинского и Новониколаевского районов. Если в Урюпинском районе «офицерские и дворянские дачи» еще в дореволюционный период стали войсковыми землями, то в Новониколаевком оставались слободы, где на средства хозяев – помещиков строились храмы. К слободам Хоперского округа вернемся отдельно, сейчас о Купаве, где на малой родине рядом с местом былого храма, от коего остались лишь ямы от извлеченного фундамента, секретарь Волгоградского обкома КПРФ Алифтина Викторовна Апарина построила на свои средства церковь во имя иконы Мученицы Клавдии. Покойную мать Апариной звали как раз Клавдией. Пока это первый современный памятник своим родителям.

В. Сивогривов