В наши дни слово «пепелище» чаще всего употребляется в значении выгоревшего места (дом, строение и пр.). А вот в древности, особенно в казачьих областях, было такое понятие, как «родное пепелище». Как правило, в северо-западном углу поместья имелось место, где в ночь под Рождество сжигались вещи, вышедшие из употребления, ненужные древесные, растительные предметы и остатки. Завершающийся пост ознаменовывал не только очищение душ и тела домочадцев, но и подводил итог наведению порядка в доме и усадьбе на пороге Святых дней. Семейный костер символизировал чистоту Веры, Преданности казачеству и Память предков. Пепел не убирали, с годами его количество росло и превращалось в подобие земли. Уходя в поход, либо просто покидая на время свой край, казаки насыпали в крохотный мешочек «землицы с родного пепелища». Некоторые казаки, ушедшие в эмиграцию в первой половине 20 века и дожившие до времен «новой» современной России, свидетельствовали сохранность заветных узелков…
В советское время места «родных пепелищ» сохранялись еще в старых подворьях хуторян, так как живы были еще их берегущие старики, родившиеся в начале прошлого столетия. Кто-то здесь продолжал сжигать «уже ненужный хлам», а кто-то устраивал летние грубки для уличного приготовления варений.
Тихон Атаманцев