В бытность Области Войска Донского отношение к образованию было несколько иным, нежели в наши дни. Основная масса взрослого и детского населения обучалась большей частью с помощью «Закона Божьего». Светское образование в станицах и их хуторах ограничивалось чаще уровнем сегодняшнего начального образования. В казачьих семьях считалось достаточным уметь читать, писать и считать, ибо эти навыки позволяли весьма хорошо ориентироваться в хозяйственных и финансовых вопросах. Говоря современным языком, получать среднее и высшее образование могли только те дети, которые еще на начальном этапе обучения показывали не только способность хорошо учиться, но и сами очень того желали. В таких случаях родители старались обеспечить дальнейшее образование своего чада, а община со своей стороны этому только способствовала. Образованный человек в то время в сельской глубинке почитался особо уважительно.
В населенных пунктах (сегодняшнего Новониколаевского района), где имелись православные храмы, функционировали церковноприходские школы. Кроме этого, к 1914 году уже работали начальные училища: Андриановское, Дуплятское, Зубриловское, Купавское, Кухтинское, Лазоревское, 1-е Николаевское, 2-е Николаевское, Ново-Николаевское, Поляковское. В штатном расписании значились: попечитель, законоучитель, учитель, преподаватель гимнастики. Такой же педагогический штат полагался и в одно-классных приходских училищах (с той разницей, что попечитель именовался почетным блюстителем), которые располагались в хуторах Двойновском, Мироновском, Куриновском, Ново-Николаевском, Ново-Кардаильском, Орловском, Скворцовском, Чулинском.
Учебные заведения размещались как в специально построенных общественных зданиях, так и в арендованных хозяйских домах. Например, в х. Орловском с 1905 года для занятий в трехклассной церковно-приходской школе использовалась одна из комнат куреня, принадлежавшего сначала М.Ф. Орлову, а затем Е.С. Климовой. К началу 1917 года сеть образовательных учреждений претерпела изменение в сторону численного увеличения.
С установлением Советской власти на Дону была ликвидирована прежняя система образования. Местное население стало вовлекаться в акцию «Ликвидация всеобщей безграмотности». Новшеством для казачат теперь стало изучение предмета «Русский язык». Новое произношение разнилось от укоренелого казачьего говора, а потому хуторяне еще долго переучивались новому «языку». Сохранилось воспоминание Ф.А. Медведскова, в котором он рассказывает о своем обучении на «русский» манер. Мать сшила ему сумку из лошадиной торбы (лошадь забрали в колхоз), выстирала домашнюю одежонку и отпустила в школу. Когда в класс вошла молодая симпатичная женщина, Федя подумал: «Как маманя». Женщина сказала: «Здравствуйте, дети! Меня зовут Татьяна Ивановна. Я ваша учительница. Вы, пока что, все говорите по-казачьи, а с сегодняшнего дня мы начнем заниматься с вами русским языком».
Вернувшись домой, Федя заявил родителям и деду: «Ух, и пондравилась мене Татьян Ивановна. Русский язык буду с ей учить!» И, подражая учительнице, продолжал: «Повторяйте за мной: бельтюки–глаза».
Улыбнувшись, отец заметил: «Молодчага, Федяшка! Хадить табе в учителях!»
Дед же недовольно отмахнулся:
–Ишшо чо. Дюжа грамотей. Не надыть мене твоих науков! Бельтюки, они у кажного бельтюки…
За последующие десятилетия образование в нашей стране стало обязательным, оснащение современных учебных заведений – на порядок выше дореволюционных. Вместе с тем педагогический труд не стал менее напряженным, нежели в старину, ибо задача у учителя всегда одна – научить «доброму, разумному, вечному» И тут весьма важно, чтобы уже со школьной скамьи человек обретал не только предметную грамотность, но и получал зачатки здорового духовно-нравственного и даже этнического самосознания. Впрочем, это вопрос не только для школы, но и для семьи, и для общества в целом.
Тихон АТАМАНЦЕВ.