В бытность Области Войска Донского отношение к образованию было несколько иным, нежели в наши дни. Основная масса взрослого и дет­ского населения обучалась большей частью с помощью «Закона Божьего». Светское образование в станицах и их хуторах ограничивалось чаще уровнем сегодняшнего начального об­разования. В казачьих семьях счита­лось достаточным уметь читать, пи­сать и считать, ибо эти навыки позво­ляли весьма хорошо ориентироваться в хозяйственных и финансовых воп­росах. Говоря современным языком, полу­чать среднее и высшее образование могли только те дети, которые еще на начальном этапе обучения показыва­ли не только способность хорошо учиться, но и сами очень того желали. В таких случаях родители старались обеспечить дальнейшее образование  своего чада, а община со своей стороны этому только способствовала. Образованный человек в то время в сельской глубин­ке почитался особо уважительно.

В населенных пунктах (сегодняшнего Новониколаевского района), где имелись православные храмы, функциониро­вали церковноприходские школы. Кроме этого, к 1914 году уже работали начальные училища: Андриановское, Дуплятское, Зубриловское, Купавское, Кухтинское, Лазоревское, 1-е Николаевское, 2-е Николаевское, Ново-Николаевс­кое, Поляковское. В штатном рас­писании значились: попечитель, за­коноучитель, учитель, преподава­тель гимнастики. Такой же педаго­гический штат полагался и в одно-классных приходских училищах (с той разницей, что попечитель именовался почетным блюстите­лем), которые располагались в ху­торах Двойновском, Мироновском, Куриновском, Ново-Николаевском, Ново-Кардаильском, Орловском, Скворцовском, Чулинском.

Учебные заведения размещались как в специально построенных об­щественных зданиях, так и в арен­дованных хозяйских домах. Напри­мер, в х. Орловском с 1905 года для занятий в трехклассной церковно­-приходской школе использовалась одна из  комнат куреня, принадлежав­шего сначала М.Ф. Орлову, а затем Е.С. Климовой. К началу 1917 года сеть образова­тельных учреждений претерпела из­менение в сторону численного уве­личения.

С установлением Советской вла­сти  на Дону была ликви­дирована прежняя система образо­вания. Мест­ное население стало вовлекаться в акцию «Ликвидация всеобщей безграмотности». Новшеством для ка­зачат теперь стало изучение пред­мета «Русский язык». Новое произ­ношение разнилось от укоренелого казачьего говора, а потому хуторя­не еще долго переучивались ново­му «языку». Сохранилось воспоминание Ф.А. Медведскова, в котором он расска­зывает о своем обучении на «рус­ский» манер. Мать сшила ему сум­ку из лошадиной торбы (лошадь забрали в колхоз), выстирала домаш­нюю одежонку и отпустила в шко­лу. Когда в класс вошла молодая симпатичная женщина, Федя поду­мал: «Как маманя». Женщина ска­зала: «Здравствуйте, дети! Меня зовут Татьяна Ивановна. Я ваша учительница. Вы, пока что, все говорите по-казачьи, а с сегодняшнего дня мы начнем заниматься с вами рус­ским языком».

Вернувшись домой, Федя заявил родителям и деду: «Ух, и пондравилась мене Татьян Ива­новна. Русский язык буду с ей учить!» И, подражая учительнице, продол­жал: «Повторяйте за мной: бельтюки–глаза».

Улыбнувшись, отец заметил: «Мо­лодчага, Федяшка! Хадить табе в учителях!»

Дед же недовольно отмахнулся:

–Ишшо чо. Дюжа грамотей. Не надыть мене твоих науков! Бельтюки, они у кажного бельтюки…

За последующие десятилетия об­разование в нашей стране стало обязательным, оснащение совре­менных учебных заведений – на по­рядок выше дореволюционных. Вместе с тем педагоги­ческий труд не стал менее напря­женным, нежели в старину, ибо за­дача у учителя всегда одна – на­учить «доброму, разумному, вечно­му» И тут весьма важно, чтобы уже со школьной скамьи человек обретал не только предметную грамотность, но и получал зачатки здорового духовно-нравственного и даже этнического самосознания. Впрочем, это вопрос не только для школы, но и для се­мьи, и для общества в целом.

Тихон АТАМАНЦЕВ.