Два года назад я пересекла порог дома, где впервые увидели Оксану Лучкину и ее сына Кирилла – десятилетнего на тот момент мальчика. Это был привычный для меня и запланированный заранее визит: нужно было подготовить очередную статью о судьбе человека. Но в итоге наше знакомство привело к воплощению в жизнь удивительного проекта от благотворительного фонда «Радость моя» и к неожиданному для всех финалу. Итак, обо всем по порядку…
Хрупкая, тихая, стеснительная – такой Оксана предстала передо мной тем теплым майским днем. Девушка лаконично отвечала на мои вопросы. Честно и без прикрас рассказала о своей судьбе: как родилась в большой, но дружной семье, как ее мама всю себя отдавала детям, одна воспитывая двоих сыновей и трех дочек. И как внезапно беды стали спутниками их семьи. Сначала под колесами автомобиля погиб самый младший брат, в 96-м чеченская кампания унесла жизнь второго брата Оксаны. А в 2002 году по роковому стечению обстоятельств сама девочка попала в страшную аварию. Чудом осталась жива, но травмы не позволили ей вернуться к полноценной жизни. Так в 17 лет красивая, жизнерадостная, искренняя девушка превратилась в инвалида. Никогда до этого Оксана не сталкивалась с такой безысходностью и страхом. Она и представить не могла, что инвалидное кресло станет её спутником на всю оставшуюся жизнь. Только она знает, сколько бессонных ночей провела, постигая эту действительность. Только ей известно, сколько раз она задавала себе один единственный вопрос: ну почему я?!
Год тяжелейшей реабилитации. И не успев оправиться, новый удар: умерла мама Оксаны. Не выдержало сердце испытаний, выпавших на её материнскую долю. Остались сестры втроем. Казалось, это дно боли и отчаяния. Оксана сама не знает, как после всего случившегося вновь смогла улыбаться. Вроде бы так просто: сложить губы в улыбку. И как это сложно, когда сердце каменеет от страданий! Только новая жизнь смогла вернуть Оксане её природную мягкость. И этим слабым огоньком надежды на лучшее стал её сыночек Кирилл. Он пришел на этот свет ангелом-хранителем для своей мамы, мощным стимулом жить дальше, улыбаться, радоваться, благодарить и стремиться. С его появлением Оксана стала сильной. Она стойко пережила развод с супругом, и принялась строить свою повседневность вокруг сына, отдавая ему всю любовь, заботу и внимание.
На момент, когда мы познакомились, Оксана жила в домике у своей старшей сестры – Алевтины. Мама с сыном следили за хозяйством, ухаживали за огородом и домом, пока Алевтина ездила в столицу на заработки. Несмотря на то, что сестра тепло относилась к Оксанке и племяннику, наша героиня отчаянно мечтала о своем доме, хотя бы самом маленьком, но непременно с отдельной комнатой для Кирилла, где он мог бы делать уроки, и куда без стеснения можно было бы позвать его друзей.
После выхода статьи в нашей газете судьбой инвалида-колясочницы заинтересовались региональные СМИ и даже телевидение, но было страшно делать жизнь девушки достоянием общественности. Мы боялись ранить её. Подобная история могла послужить хорошей темой для очередного сюжета ток-шоу. Но помогло бы это Оксане в реальности? К счастью, решение пришло само собой.
Сотрудники местного благотворительного фонда «Радость моя» проявили участие к судьбе Оксаны. Они решили построить для Лучкиных дом. Конечно, это был своего рода риск, авантюра в хорошем смысле этого слова. Благотворительный фонд на тот момент был совсем молодой организацией, слабо стоящей на ногах. Да и помощи маленькому фонду, у которого даже офис находится в отдаленном хуторе, ждать было особо не от кого. Но сотрудники рассудили так: мир не без добрых людей, с Божьей помощью построим Оксане и Кириллу свое жилье, и неважно, сколько уйдет на это времени и усилий. Они не понаслышке знали, что добрые дела не делаются легко и быстро.
После этого судьбоносного для Лучкиных решения дом начали строить. Объявили сбор, занялись подбором подходящего земельного участка и подрядчика, который решился бы взяться за столь рискованный проект. Татьяна Юрина, директор фонда, не считаясь с личным временем, стала частой гостью в домике Оксаны. Она приезжала сюда и для согласования моментов строительства, и для оформления нужных документов, и просто, чтобы поддержать девушку, вселить в нее надежду.
Строительство дома было трудоемким процессом. Работы продвигались по мере поступления средств. Бригада Сергея Пирогова, который откликнулся на просьбу фонда, многое делала авансом. Работники фонда и добровольцы неоднократно проводили акции по сбору средств, в магазинах и аптеках были установлены благотворительные кружки, в газете и социальных группах публиковались статьи о Лучкиных. История Оксаны и её семьи стала известна практически всем в районе. И это была обратная сторона доброго дела. Многие недоумевали и напрямую задавали сотрудникам фонда вопрос: почему именно Оксана? Что в нашем районе нет других обездоленных людей, находящихся в сложной ситуации? Такая постановка вопроса рождала несправедливый негатив по отношению к семье. Оксана закрывалась и по привычке в одиночку переживала людские пересуды. Но фондовцы понимали, что без вовлечения большого количества народа в благотворительный проект, его широкого освещения, осуществление строительства попросту невозможно. Ради справедливости стоит сказать, что все же отзывчивых, сознательных и понимающих людей встречалось куда больше. Многие воспринимали боль Оксаны как свою и искренне хотели помочь семье. Поддерживали проект не только материально. Кто-то помогал с оформлением документов, советами. Были и те, кто предлагал свои услуги в качестве рабочего или даже профессионального строителя на безвозмездной основе. Были меценаты и с других регионов нашей страны. Этот дом мы строили все вместе.
Среди новониколаевцев очень много тех, кто внес свой вклад в благотворительный проект. Это был долгий путь длиною в два года, который Оксана, сотрудники, помощники, добровольцы фонда и спонсоры прошли вместе, плечом к плечу. На этом пути было всякое: добрые встречи и приятные знакомства, споры и сомнения. Были даже моменты, когда хотелось опустить руки. Но сотрудники фонда радовались даже самому малому продвижению в деле и самой скромной сумме в копилке Лучкиных. Благодаря их упорству кульминационный момент настал! Дом для семьи Лучкиных готов. Небольшой, но очень уютный. С просторной и светлой комнатой для Кирилла, с маленькой, но атмосферной – для Оксаны, с опрятной кухней, с удобными дверными проемами и без порожков, чтобы инвалидная коляска легко проезжала. А главное дом – свой для Лучкиных. Они в нем полноправные хозяева.
Когда у меня спрашивают почему, именно Оксана, почему именно ей строят дом, я теряюсь и если честно, сама не знаю, как ответить на этот вопрос. Но я точно знаю, что именно такой же вопрос Оксана задавала себе много тысяч раз: когда потеряла братьев, когда попала в аварию, когда услышала приговор врачей, когда хоронила мать, когда осталась без мужа, и, прижимая к груди своего сына, думала, как жить дальше…
Кирилл помогает маме заехать в дом, распахивает перед ней двери. Оксана улыбается, все так же неуверенно, но уже более открыто. Она до сих пор не верит, что её мечта сбылась. Проезжая по светлому полу, расцветку которого она сама выбирала, по-хозяйски проводя рукой по рельефным обоям, Оксана оценивает работу строителей. В этом доме она очень-очень постарается начать новую жизнь, в которой они с сыном обязательно будут счастливыми.
Татьяна Мелихова. (Районная газета «Вестник», октябрь 2020.)